Остановит ли экспертное заключение сумского горздравотдела дальнейшие "творческие встречи" Анатолия Кашпировского?
Феномен Кашпировского исследовали и исследуют многие ученые. За все это время было собрано множество фактов, подтверждающих наличие плачевных последствий временного "исцеления".
С чисто научной точки зрения до сих пор никто из исследователей, в том числе и сам Анатолий Михайлович, не может объяснить природу этого феномена. Православной же Церкви на протяжении всей ее двухтысячелетней истории с подобным приходится сталкиваться постоянно. Согласно свидетельствам святых отцов, при встрече с демоном человека охватывает необъяснимый страх, тело цепенеет, человек зачастую не может не только сдвинуться с места, но и пошевелить рукой, тело теряет чувствительность к боли. Что и происходит на "встречах" Кашпировского. После сильного толчка в плечо люди падают на сцене, их тело деревенеет и теряет чувствительность. Вплоть до того, что можно стать на руку или даже на палец, а человек не ощущает боли. "Целитель" объясняет это "по-научному": "В вашем организме выделяется новокаин". Стоит задуматься, почему именно это необходимо для "исцеления". "По-другому не получается, - признается сам врач, - пробовали даже маты подстилать, однако тогда эффекта нет". Человек обязательно должен упасть. Приходившие на сеансы часто сравнивали Анатолия Михайловича с Христом - дескать, "Христос ведь тоже исцелял, за что его и гнали". Но почему-то никто из этих людей не берет во внимание тот факт, что Христос совершал чудеса с совершеннейшей любовью и добротой. Если бы Кашпировский был просто шарлатаном и мошенником, то им должны были бы заниматься исключительно правоохранительные органы. Но, к сожалению, Анатолий Махайлович - врач-оккультист. А люди, приходящие к нему за "исцелением", добровольно отдают себя во власть темных сил. Именно поэтому Церковь вынуждена свидетельствовать не только о возможных отрицательных физических последствиях, но и о той духовной опасности, которой люди подвергают себя на "сеансах" "мага". О своем отрицательном отношении к Христу и к Церкви Кашпировский сам говорил неоднократно. Не случайно он признался священнику Максиму Денисенко в присутствии журналистов, что принять крещение для него значит поломать всю свою жизнь. Несомненно, что феномен Кашпировского - не божественный, а демонический дар. Для православных верующих Сум, пикетировавших ДК СНПО им.Фрунзе, главной целью было мирное выражение своих оценок этого явления и призыв к покаянию, направленный как к сторонникам Кашпировского, так и к самому Анатолию Михайловичу. Именно об этом молилась и молится Церковь. Кроме того, в своем обращении мы просили власти проверить законность подобной деятельности. Мы, православные граждане Украины, согласно Конституции, реализовывали наше право на свободное выражение собственных убеждений. А также напоминали о равенстве всех перед законами нашей страны.
Напомним, что еще до приезда Кашпировского руководство полка слободских казаков направило в адрес городских властей, прокуратуры, СБУ и милиции соответствующие письма, к которым прилагалось около полутора тысяч подписей сумчан. В этих письмах предлагалось самым тщательным образом изучить законность деятельности Кашпировского, тем более, что оснований для этого было немало.
Ведь его "творческие встречи", по мнению экспертов в других регионах, - не что иное, как массовые сеансы с применением жесткого психического воздействия на людей. Наш корреспондент был свидетелем того, как взмахом руки Кашпировский штабелями укладывал десятки сумчан на сцену, прыгал по их конечностям, демонстрируя чудодейственность своего воздействия. Сидящим в зале рекомендовал, "засунув свои мозги в карман", слушать только музыку и его самого, прикладывая при этом к больным местам его фотографию. К слову сказать, последнюю можно было купить прямо здесь же, в зале, за немалые деньги. А чего стоит его массовая установка на похудение! При этом Кашпировский, видимо, зная о запрете в Украине проведения массовых сеансов, все это называл не иначе, как просветительской деятельностью и популяризацией своей особой философии. Правда, никто из присутствовавших в этой философии так ничего и не понял...
Кроме того, бесплатность проводимых встреч была не более бесплатной, чем сыр в мышеловке, так как всем присутствующим на "сеансах" настоятельно рекомендовалось приобретать чудодейственные предметы от Кашпировского (видео- и аудиокассеты, фотографии, книги и даже соль, которая обладает "божественной силой").
Хроника событий
Вечером 23 июня, в понедельник, в холле ДК СНПО им. Фрунзе собрались разгоряченные сторонники Кашпировского. В 18.30 к колоннаде здания подкатил автомобиль, из которого выскочил и сам "целитель". Размахивая руками, он в грубой форме заявил стоящим милиционерам: "Я веду людей на перекрытие транспорта!" После откровенного шантажа, угроз и подстрекательства двери в зал были открыты. За этот день Кашпировский уже во второй раз самовольно совершил захват зала, так и не предоставив директору ДК Алексею Корякину ни лицензии, ни разрешения Министерства здравоохранения Украины. Во вторник таким же образом были проведены еще два "сеанса" (в 9.00 и в 13.00). В 15.00 директор Дворца культуры вручил администрации "целителя" официальный документ об одностороннем расторжении договора на аренду зала ввиду обмана, имевшего место при заключении соглашения.
В среду с самого утра сорок сторонников Кашпировского, подстрекаемые двумя женщинами, гражданкой России и жительницей Луганска, перекрыли улицу Горького. Малочисленные (!) группы сотрудников милиции почему-то заняли наблюдательно-выжидательную позицию, тем самым вдохновляя приверженцев "целителя" на более радикальные действия. Директор ДК через громкоговоритель неоднократно объявлял пришедшим о расторжении договора. Он просил людей подождать, пока решится вопрос о законности "встреч": "Как только мне предъявят лицензию, - объявлял Алексей Алексеевич, - я незамедлительно пущу всех в зал". Но до трех часов дня соответствующих документов так и не было представлено.
Успокоить рвущихся на сеансы сумчан прибыли два заместителя начальника областного УМВД - К.Бессалов и В.Линько. После нескольких часов переговоров им удалось на время нейтрализовать наиболее активную часть выступавших, большинство из которых, судя по всему, имели профессиональные навыки организации беспорядков.
Несмотря на то что находящиеся "в осаде" высокие чины из областного УМВД вели себя более чем достойно и взвешенно, кардинального решения органами местной власти по этому вопросу принято так и не было. Один прохожий, работник завода, обходя толпу желающих лечиться у Кашпировского, охарактеризовал происходящее просто и доходчиво: "Шо тут творится?! Троллейбусы стоять, милиции нэма. Мабуть, Кашпировский дав властям установку на энурэз и калонэдэржание..."
Справедливости ради хочется отметить, что по запросу областной прокуратуры на этот момент горздравотдел уже создал специальную комиссию, которая должна была дать экспертное заключение о наличии психического воздействия на присутствующих во время "творческих встреч". Во Дворце культуры, на втором этаже, решения комиссии горздравотдела ожидали журналисты, администрация ДК, замначальника УМВД области Константин Бессалов, священники Сумской епархии, представители казачества и ветераны войны в Афганистане. Кашпировский пытался спорить со священниками, постоянно повышая голос и переходя на крик. В это время с улицы доносились настойчивый громкий стук и возгласы толпы. Как и следовало ожидать от соратника Жириновского по ЛДПР, он называл все происходящее "сумским фашизмом", пообещал "написать Бушу, чтобы Украине не давали дотаций", угрожал сумским священникам "опухолями". Правда, последние, улыбнувшись, ответили: "Спаси Господи! Выздоравливайте сами".
По просьбе комиссии было дано согласие на проведение "контрольного сеанса". И двери ДК открылись для "встречи".
По окончании мероприятия Александр Стеценко, председатель созданной комиссии, заявил журналистам: "По-моему мнению, медицинский аспект в этих встречах однозначно имеет место, присутствуют и элементы психотехники. Я сейчас еду в горисполком, где продолжится заседание комиссии". Официальных выводов комиссии не последовало ни на следующий день, ни в пятницу. Стало ясно, что все решения будут приняты властями уже после окончания "гастролей целителя".
Кашпировский так и не удосужился до конца своих "выступлений" предъявить лицензию на медицинскую деятельность. Более того, в пятницу на радио "Всесвіт" он заявил журналистам: "Если мне такую лицензию выдадут, я разорву ее в клочья!" Его позиция вполне понятна, ведь разрешение на медицинскую деятельность предусматривает ответственность, вплоть до уголовной, за здоровье и жизнь пациентов. Такую ответственность Кашпировский брать на себя, видимо, не собирается.
Вместо эпилога
Вполне возможно, что многим из власть имущих хотелось бы поскорее забыть о событиях, связанных с приездом Кашпировского. О том, как он благодаря своей наглости и визгу незначительной кучки "дрессированных истеричек" буквально поставил город на колени, наплевав тем самым и на закон, и на власть. Однако забыть об этом - значит расписаться в своей беспомощности.
А потому хочется надеяться, что начатая областной прокуратурой работа по выявлению незаконности проведения откровенно лечебных массовых сеансов, маскируемых под творческие встречи, в конце концов будет иметь должное разрешение. Эта правовая оценка, опирающаяся на заключение специалистов-медиков, в дальнейшем может оградить Сумы от "творчества" скандального гастролера. И не только Сумы...
Мы не ставим сейчас перед собой цели убеждать вас в чем-либо. Просто хотим сакцентировать ваше внимание на том, что если через 3-4 месяца (а именно о таком "среднестатистическом" сроке говорят российские медики) вы ощутите резкое ухудшение своего здоровья - знайте, что это результат ваших июньских походов в ДК. А потому наряду с обращением к врачам обязательно сходите в храм, искренне покайтесь в своем грехе, и Господь простит вас за ваше духовное невежество и легкомыслие.
настоятель Спасо-Преображенского собора