<<<На главную

Взрывоопасный гастролер

Приезд Анатолия Кашпировского вызвал нездоровый ажиотаж, разделив общество на сторонников и противников деятельности этой личности.

Кашпировский завоевал Сумы
04.07.2003

Кашпировский. Сумы. Фото О.Демьяненко
Фото О. Демьяненко
Анатолий Кашпировский таки взял реванш за свое поражение трехлетней давности, когда «доктору-волшебнику» не дали провести в Сумах запланированные им 40 сеансов. Его новый визит прошел неожиданно бурно, хотя Сумы имеют репутацию города «девственного» в отношении активности народных масс.

По словам заместителя начальника областного управления МВД Константина Бессалова, ситуация носила нештатный характер, хотя и находилась под контролем. Однако на деле контролировал ее Кашпировский, в то время как директор Дворца культуры СМНПО им.Фрунзе Алексей Карякин (в этом здании должны были проходить выступления Кашпировского) против своей воли вынужден был предоставить помещение толпе, а силовые структуры не отважились применить силу, т.к. ломали двери и перекрывали дорогу преимущественно... больные пожилые женщины. Таким образом, Кашпировский завоевал Сумы с помощью самих же сумчан. При этом сам Анатолий Михайлович утверждает, что не произносил слов «вести народ перекрывать дорогу». Милицией установлено, что зачинщицей беспорядков была, в частности, женщина, назвавшаяся Татьяной Волковой, которая уже 11 лет повсюду следует за объектом своего поклонения.

«Психологический микроб»

Кашпировский. Сумы. Фото О.Демьяненко
Фото О. Демьяненко
Обращаясь к залу, Анатолий Кашпировский не раз повторял, что его выступления нельзя называть сеансами и к психологическому воздействию на аудиторию он не прибегает. Якобы все дело в том, что он познал законы мироздания («истинного Бога») и использует их, помещая организм в условия, которые заставляют его реагировать нужным образом. Тем не менее городская комиссия, определявшая наличие психического воздействия Кашпировского на сумчан, составила другое мнение.

«Есть такое слово «психотехнология», – говорит председатель комиссии Александр Стеценко (имеющий диплом психиатра). – То есть когда некто ведет себя с человеком таким образом, что может заранее задавать его поведение. То, что делает Кашпировский, относится, на мой взгляд, к таким методам». Истории известны многочисленные случаи подобного «лечения» с помощью психологического воздействия на массы. Один из первых известных примеров – т. н. месмеризм (по имени его основателя Месмера), овладевший в XVI веке женской частью парижского общества. Месмер «лечил» своих пациенток, «магнетизируя» длинным железным прутом, которым прикасался к их телу, или даже взглядом. Знаменитый русский психиатр Владимир Бехтерев назвал подобные явления психологическими эпидемиями. Об их социальном значении он писал: «Сборища, представляющие собою в отличие от общества временные и случайные отношения людей, сами собою превращаются как бы в одну огромную личность, чувствующую и действующую как одно целое» и «Известно, что возбужденная толпа способна на самые бесчеловечные поступки, благодаря именно тому, что на место здравой логики является автоматизм и импульсивность как прямые следствия внушения». Эти утверждения вполне объясняет перекрытие поклонниками Кашпировского проезжей части улиц Горького и Нижней Холодногорской, нанесшее ущерб многим сумчанам, а также агрессивные нападки на несогласных (у представителей православной церкви были вырваны из рук и уничтожены плакаты с надписями «Кашпировский – убийца детей» и пр.; на журналистов, пытавшихся пробраться ко входу в ДК, сыпались удары).

«Кашпировский – не от Бога»

Кашпировский. Сумы. Фото О.Демьяненко
Фото О. Демьяненко
Общественное движение, вызванное деятельностью Кашпировского, тесным образом пересекается с религией. Сам Анатолий Михайлович во время встреч с сумчанами неоднократно демонстрировал свое враждебное отношение к православной церкви вообще и конкретным местным ее представителям в частности (впрочем, зуб на последних у него еще с первого визита, когда, по словам епископа Сумского и Ахтырского Иова, Кашпировский пришел к настоятелю Спасо-Преображенского собора и стал требовать встреч с прихожанами в такой форме, что пришлось выставить его за дверь). Не признает Кашпировский и христианских учений западного типа – адвентистов седьмого дня, баптистов и пр. Тем не менее общественное движение, вызванное его деятельностью, в определенном смысле носит религиозно-сектантский характер. Доктор медицинских наук Российской Федерации, иеромонах Анатолий Берестов, изучавший феномен Кашпировского, в частности пишет: «Представляет интерес то, что окружающие его поклонники провозгласили чуть ли не «богом» (активно создается, например, «Общество в защиту Кашпировского», которое является по существу сектой)». Тот же Берестов указывает, что Кашпировский якобы боится креститься, чтобы не потерять своих способностей, из чего следует, что они «не от Бога». Так или иначе, церковь агрессивно встречает Анатолия Кашпировского в местах его визитов. Например, в апреле 2003 г. в Тернополе пятеро католических и православных священников встретили его ладаном и молитвами, а верующие разбили окна и облили краской стены культурного центра, где должны были проходить выступления, таким образом сорвав гастроли «врача» в своем городе.

Лишний шум

Сегодня можно сказать, что шумиха вокруг приезда давно сошедшего с голубых экранов героя вечерних эфиров и телемостов сыграла на руку только последнему, создав ему в глазах приверженцев роль борца за правду и обеспечив бесплатную рекламу в СМИ. Запрещать выступления Кашпировского уже после его приезда в Сумы было большой ошибкой. Правда, позже ее удалось несколько сгладить. Признав, что происходящее в зале не соответствует содержанию договора между менеджером Кашпировского частным предпринимателем Валентиной Норенко и дирекцией ДК им. Фрунзе, комиссия по проверке наличия методов психического воздействия тем не менее приняла неофициальное решение продолжить сеансы. «Уже выступал он, выступит еще раз, – сказал побывавший на сеансе председатель комиссии Александр Стеценко. – Зато здесь не будет побоищ. Это что, хуже?» С другой стороны, упрекать дирекцию ДК им.Фрунзе, разорвавшую договор и попытавшуюся прекратить выступления, едва ли можно: ведь в Сумах таких скандальных гастролей еще не было.

коментарии

Анатолий Кашпировский (из разговора с представителями УМВД 24 июня):

– Прокуратура сказала «да», горздрав сказал «да», мэрия сказала «да», поп сказал «нет». Советские привычки! Одна рука творит одно, другая – другое. Америка будет завтра знать. Я привез грант на пять миллиардов долларов и хотел выделить этим несчастным Сумам пятьдесят миллионов на мусороперерабатывающий завод, чтобы вырабатывал электроэнергию, тепло, асфальт и цемент. Даже читать не хотят, бараны! А то, что у людей за секунду проходит аллергия 40-50-летней давности, так они что, с ума сошли? Я сейчас веду людей, я веду! А вы мне наручники будете надевать. Веду людей на перекрытие транспорта!

Александр Стеценко, городской специалист по народным и нетрадиционным методам лечения управления здравоохранения Сумского городского совета:

– Почему возник феномен Кашпировского? В медицине существуют конкурентные методы лечения. Например, язвенную болезнь можно лечить фармакологическим, хирургическим, физиотерапевтическим, гомеопатическим методами. Все они доказали свою состоятельность. Но конкурентные методы в медицине – это еще куда ни шло. Что же касается метода Кашпировского, то с помощью телевидения он получил немалый ареал воздействия – политический, социальный, теологический. У меня с ним состоялся разговор. Я спросил, зачем он своей деятельностью возбуждает людей. Этого нужно избегать. Если Анатолий Михайлович этого не делает, то в силу своих определенных психологических, человеческих качеств.

Епископ Сумской и Ахтырский Иов:

– То, что делает Кашпировский, идет вразрез с учением церкви о природе болезней: в основе любого недуга лежит грех, удаление человека от Бога, болезнь души, что требует покаяния. А Кашпировский пользуется психозом и, скорее всего, связью с духовным миром, явно, на наш взгляд, не ангельским. Поэтому мы предупреждаем своих прихожан, чтобы они потом не прибегали к нам и не говорили: «У нас духовные проблемы, страх и тому подобное». Люди идут к нему, потому что он обещает быстрое решение всех проблем. В церкви или в больнице это длительный процесс, нужно каяться, делать добрые дела или же пройти курс лечения. А люди хотят все сразу и быстро. Но душа-то погибнет!

Владимир Сурков, газета "Данкор"

<<<На главную

Hosted by uCoz